Шестимесячный возраст – важный, можно сказать, переломный этап в развитии ребенка. Наступает период, когда малыш растет и взрослеет «не по дням, а по часам», радуя родителей новыми умениями и навыками. Общение с крохой переходит на другой уровень, становясь все более интересным и разнообразным.
- Особенности развития ребенка в 6 месяцев
- Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка
- Физические навыки малыша в 6 месяцев
- Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода
- Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки
- Уход за малышом в 6 месяцев
- Особенности питания в 6 месяцев и начало прикорма
- На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев?
- Как определить проблемы в развитии ребенка?
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.
Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка
Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.
ВАЖНО. В этот период для развития социальных навыков и интеллекта ребенка взрослым необходимо организовать интересное «деловое» общение с ним, используя игрушки и окружающие предметы.
К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален». Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку. В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».
С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.
Физические навыки малыша в 6 месяцев
В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:
- уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
- менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
- долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
- не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
- ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
- подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
- пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
- практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
- лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
- проявлять пищевой интерес.
ВНИМАНИЕ. Нельзя оставлять без присмотра шестимесячного ребенка на поверхности, не имеющей бортиков. Он способен довольно быстро добраться до края и упасть.
Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода
В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.
Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки
По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:
- Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
- Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
- Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
- Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.
СПРАВКА. В возрасте 6 месяцев у большинства детей прорезаются первые молочные зубы – нижние центральные резцы.
Уход за малышом в 6 месяцев
В целом уход остается прежним. Для хорошего самочувствия малышу 6 месяцев необходимо:
- Гулять на свежем воздухе.
- Спать около 14 часов в сутки (в дневное время — 2 раза по 2 часа, ночью — приблизительно 10 часов). Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален и время сна может варьироваться.
- Получать обязательные гигиенические процедуры: умываться утром, купаться вечером, принимать воздушные ванны. Важно своевременно менять малышу подгузники и следить за состоянием промежности, используя детские присыпки, масла и крема.
- Общаться со взрослыми. Заниматься надо регулярно:
- делать массаж;
- играть в игры;
- разговаривать, петь песенки и рассказывать стишки;
- показывать и называть окружающие предметы;
- знакомить с безопасными предметами, предлагая их для изучения (дать подержать, постучать, попробовать «на вкус» (предварительно тщательно обработав);
- помогать учиться ползать.
СПРАВКА. Общение со взрослыми помогает малышу формировать пассивный запас слов, нарабатывать речевые навыки и активно изучать окружающий мир.
Особенности питания в 6 месяцев и начало прикорма
Питание шестимесячных детей существенно меняется. Основной пищей по-прежнему остается материнское молоко. Однако в этом возрасте наступает пора вводить прикорм, что не только обеспечит организм дополнительными питательными веществами, но и познакомит кроху с новыми вкусами.
Перед началом прикорма следует проконсультироваться с педиатром и обсудить с ним, какие продукты и в каком порядке могут появиться в рационе ребенка. Как правило, советуют начинать с каш и овощных пюре. Во избежание аллергических реакций не рекомендуют торопиться с такими продуктами, как:
- ягоды;
- яркоокрашенные фрукты;
- цитрусовые;
- сладости (конфеты, торты, шоколад, варенье).
Категорически запрещено предлагать шестимесячным детям пищу со взрослого стола:
- копчености;
- жареные блюда;
- жирные продукты;
- соленья.
Для успешного прикорма важно придерживаться следующих правил:
- перед основным кормлением предложить малышу пол чайной ложки новой пищи;
- докормить молоком;
- при отсутствии отрицательной реакции на следующий день предложить полную чайную ложку проверенной накануне пищи и докормить молоком;
- постепенно увеличивать объем блюда;
- в случае успешного введения в меню новой пищи через неделю можно предложить следующий продукт.
ВНИМАНИЕ. К отрицательным реакциям относятся: покраснения, кожные высыпания, расстройство пищеварения, боли в животе. Новую пищу следует исключить из рациона, если замечен хоть один из перечисленных признаков.
На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев?
Наблюдая за крохой, важно отмечать любые перемены в поведении малыша или их отсутствие. Позитивные изменения подскажут любящим родителям, что все идет правильно и беспокоиться не о чем. Моменты, на которые надо обратить внимание, когда ребенок вступит во вторую половину первого года жизни:
- Социальное и эмоциональное развитие:
- знает ли знакомые лица и может ли отличить их от незнакомых;
- любит ли играться с другими людьми, особенно с родителями;
- реагирует ли на эмоции других людей;
- часто ли выглядит счастливым.
- Развитие речи и коммуникативных навыков:
- отвечает ли звуками на звуки;
- чередует гласные во время лепета («а», «э», «о»);
- любит ли издавать звуки по очереди с «собеседником»;
- реагирует ли на свое имя, откликается ли на него;
- издаёт ли звуки, чтобы выразить радость или недовольство;
- появляются ли в лепете согласные звуки («м», «б»).
- Познавательное развитие (мышление, обучение, решение проблем):
- рассматривает ли расположенные поблизости предметы;
- интересуется ли окружающими вещами, пытается ли добраться до предметов вне зоны доступа;
- тянет ли в рот все, до чего доберется;
- начинает ли перекладывать игрушки из руки в руку.
- Физическое и двигательное развитие:
- переворачивается ли с живота на спину и обратно;
- упирается ли ножками и пружинит ли ими, когда стоит;
- начинает ли сидеть без поддержки;
- покачивается ли вперёд и назад;
- пытается ли двигаться вперед.
СПРАВКА. Границы нормы довольно размыты. Если у малыша какие-то навыки развиты не так хорошо, как у соседского ребенка, это еще не значит, что он отстает в развитии. В ближайшее время он всему научится. Если отклонений много, и они ярко выражены, стоит обратиться к педиатру.
Как определить проблемы в развитии ребенка?
Обратиться к педиатрам за консультацией необходимо в случаях, когда ребенок:
- не стремиться дотянуться до находящихся поблизости игрушек (например до детских погремушек) и предметов;
- не проявляет привязанности к тем, кто о нём заботится;
- не реагирует на звуки;
- ничего не тащит в рот;
- постоянно находится в вялом состоянии;
- не произносит гласные звуки, такие как «а», «э», «о»;
- не переворачивается в обоих направлениях;
- не повизгивает и не смеётся.
ВАЖНО. Своевременное обращение к специалистам зачастую позволяет снизить риск серьезных проблем в развитии малыша.
Неусыпное наблюдение за ребенком и внимание к его возрастающим потребностям обеспечат правильное развитие малыша. А общение с шестимесячным младенцем подарит любящим родителям массу положительных эмоций.