jenclub

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Шестимесячный возраст – важный, можно сказать, переломный этап в развитии ребенка. Наступает период, когда малыш растет и взрослеет «не по дням, а по часам», радуя родителей новыми умениями и навыками. Общение с крохой переходит на другой уровень, становясь все более интересным и разнообразным.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.

ВАЖНО. В этот период для развития социальных навыков и интеллекта ребенка взрослым необходимо организовать интересное «деловое» общение с ним, используя игрушки и окружающие предметы.

К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален». Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку. В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».

С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:

  • уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
  • менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
  • долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
  • не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
  • ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
  • подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
  • пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
  • практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
  • лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
  • проявлять пищевой интерес.

ВНИМАНИЕ. Нельзя оставлять без присмотра шестимесячного ребенка на поверхности, не имеющей бортиков. Он способен довольно быстро добраться до края и упасть.

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.

Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки

По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:

  1. Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
  2. Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
  3. Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
  4. Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.

СПРАВКА. В возрасте 6 месяцев у большинства детей прорезаются первые молочные зубы – нижние центральные резцы.

Уход за малышом в 6 месяцев

В целом уход остается прежним. Для хорошего самочувствия малышу 6 месяцев необходимо:

  1. Гулять на свежем воздухе.
  2. Спать около 14 часов в сутки (в дневное время — 2 раза по 2 часа, ночью — приблизительно 10 часов). Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален и время сна может варьироваться.
  3. Получать обязательные гигиенические процедуры: умываться утром, купаться вечером, принимать воздушные ванны. Важно своевременно менять малышу подгузники и следить за состоянием промежности, используя детские присыпки, масла и крема.
  4. Общаться со взрослыми. Заниматься надо регулярно:
  • делать массаж;
  • играть в игры;
  • разговаривать, петь песенки и рассказывать стишки;
  • показывать и называть окружающие предметы;
  • знакомить с безопасными предметами, предлагая их для изучения (дать подержать, постучать, попробовать «на вкус» (предварительно тщательно обработав);
  • помогать учиться ползать.

СПРАВКА. Общение со взрослыми помогает малышу формировать пассивный запас слов, нарабатывать речевые навыки и активно изучать окружающий мир.

Особенности питания в 6 месяцев и начало прикорма

Питание шестимесячных детей существенно меняется. Основной пищей по-прежнему остается материнское молоко. Однако в этом возрасте наступает пора вводить прикорм, что не только обеспечит организм дополнительными питательными веществами, но и познакомит кроху с новыми вкусами.

Перед началом прикорма следует проконсультироваться с педиатром и обсудить с ним, какие продукты и в каком порядке могут появиться в рационе ребенка. Как правило, советуют начинать с каш и овощных пюре. Во избежание аллергических реакций не рекомендуют торопиться с такими продуктами, как:

  • ягоды;
  • яркоокрашенные фрукты;
  • цитрусовые;
  • сладости (конфеты, торты, шоколад, варенье).

Категорически запрещено предлагать шестимесячным детям пищу со взрослого стола:

  • копчености;
  • жареные блюда;
  • жирные продукты;
  • соленья.

Для успешного прикорма важно придерживаться следующих правил:

  • перед основным кормлением предложить малышу пол чайной ложки новой пищи;
  • докормить молоком;
  • при отсутствии отрицательной реакции на следующий день предложить полную чайную ложку проверенной накануне пищи и докормить молоком;
  • постепенно увеличивать объем блюда;
  • в случае успешного введения в меню новой пищи через неделю можно предложить следующий продукт.

ВНИМАНИЕ. К отрицательным реакциям относятся: покраснения, кожные высыпания, расстройство пищеварения, боли в животе. Новую пищу следует исключить из рациона, если замечен хоть один из перечисленных признаков.

На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев?

Наблюдая за крохой, важно отмечать любые перемены в поведении малыша или их отсутствие. Позитивные изменения подскажут любящим родителям, что все идет правильно и беспокоиться не о чем. Моменты, на которые надо обратить внимание, когда ребенок вступит во вторую половину первого года жизни:

  1. Социальное и эмоциональное развитие:
  • знает ли знакомые лица и может ли отличить их от незнакомых;
  • любит ли играться с другими людьми, особенно с родителями;
  • реагирует ли на эмоции других людей;
  • часто ли выглядит счастливым.
  1. Развитие речи и коммуникативных навыков:
  • отвечает ли звуками на звуки;
  • чередует гласные во время лепета («а», «э», «о»);
  • любит ли издавать звуки по очереди с «собеседником»;
  • реагирует ли на свое имя, откликается ли на него;
  • издаёт ли звуки, чтобы выразить радость или недовольство;
  • появляются ли в лепете согласные звуки («м», «б»).
  1. Познавательное развитие (мышление, обучение, решение проблем):
  • рассматривает ли расположенные поблизости предметы;
  • интересуется ли окружающими вещами, пытается ли добраться до предметов вне зоны доступа;
  • тянет ли в рот все, до чего доберется;
  • начинает ли перекладывать игрушки из руки в руку.
  1. Физическое и двигательное развитие:
  • переворачивается ли с живота на спину и обратно;
  • упирается ли ножками и пружинит ли ими, когда стоит;
  • начинает ли сидеть без поддержки;
  • покачивается ли вперёд и назад;
  • пытается ли двигаться вперед.

СПРАВКА. Границы нормы довольно размыты. Если у малыша какие-то навыки развиты не так хорошо, как у соседского ребенка, это еще не значит, что он отстает в развитии. В ближайшее время он всему научится. Если отклонений много, и они ярко выражены, стоит обратиться к педиатру.

Как определить проблемы в развитии ребенка?

Обратиться к педиатрам за консультацией необходимо в случаях, когда ребенок:

  • не стремиться дотянуться до находящихся поблизости игрушек (например до детских погремушек) и предметов;
  • не проявляет привязанности к тем, кто о нём заботится;
  • не реагирует на звуки;
  • ничего не тащит в рот;
  • постоянно находится в вялом состоянии;
  • не произносит гласные звуки, такие как «а», «э», «о»;
  • не переворачивается в обоих направлениях;
  • не повизгивает и не смеётся.

ВАЖНО. Своевременное обращение к специалистам зачастую позволяет снизить риск серьезных проблем в развитии малыша.

Неусыпное наблюдение за ребенком и внимание к его возрастающим потребностям обеспечат правильное развитие малыша. А общение с шестимесячным младенцем подарит любящим родителям массу положительных эмоций.

Оцените статью